Летчик Александр Покрышкин был единственным, кто получил звание героя Советского Союза трижды. А еще только его фамилию знали немцы, и если в небе был его самолет под номером 13 — трусливо разбегались. Потому что Покрышкин придумал особый порядок, который не давал немецким летчикам даже понять, сколько самолетов их атакует.
Чем так пугал немцев этот боевой порядок Покрышкина?
Небесный ас и бунтарь
Сегодня, когда религия не является запретом, стали говорить что Покрышкин родился в день особенной иконы — «Благодатное небо». Александр еще с детства умел добиваться своих целей, потому и смог стать в небе лучшим.
Но это не все хотели признавать, Покрышкину завидовали. И в 1942 году чуть не был отдан под трибунал.
Покрышкин не хотел летать, как все. Он придумывал свой порядок, основанный на фигурах высшего пилотажа. Так он шел в атаку «соколиным» ударом — пикировал с большой высоты. Немецкие летчики не успевали уйти от самолета, появляющегося буквально из ниоткуда.
Покрышкин предлагал внедрить боевые порядки, которые он придумал. К 1942 году у него было уже 160 боевых вылетов, сбитые самолеты, и орден Ленина за бомбардировку немецких танков, которые потеряла разведка. Но его обвиняют в какой-то бытовой ссоре, потом припоминают, что в начале войны он чуть не сбил русский самолет. А ведь он был без отличительных знаков.
Покрышкина защитил Михаил Погребной, комиссар полка и генерал Науменко. А еще его поддерживала медсестра Маша, которая стала второй половиной. Сам Покрышкин говорил, что если бы не она, пустил бы наверное себе пулю в висок.
«Этажерка» над Кубанью
Немцы реально боялись Покрышкина, очевидцы говорили, что они передавали по рации сигнал на немецком «Тревога! Покрышкин в небе».
Все потому, что его боевой порядок был непредсказуемым. «Скоростные качели» — он делал вираж «бочку» по нисходящей, чтобы избежать атаки вражеского самолета. При этом сильно терял скорость, чего вражеский летчик не ожидал, и промахивался.
Но особо был отмечен его порядок «Этажерка», которую он впервые использовал в боях над Кубанью. И для этого требовалось несколько самолетов. Поэтому Покрышкин был еще и хорошим наставником. За вечерней фронтовой «стопкой» он разбирал полеты с летчиками, и учил их своим приемам.
Принцип «этажерки» был в том, что восемь самолетов делились на две равные группы и шли на разной высоте. Верхний «этаж» летел выше, и был нацелен на активную атаку, а «нижние» самолеты были прикрывающими. От такого порядка немецкие бомбардировщики просто не могли ускользнуть. Если их не настигали пули атакующих, то они попадали в кольцо защитников. Немецкие истребители также терпели поражение — думая, что их атакуют только верхние самолеты, они заходили на второй круг и нарывались на выстрелы группы поддержки.
Покрышкин дошел до конца войны, и на его счету было 59 сбитых самолетов. Но друзья его говорили, что на самом деле побед в небе было гораздо больше.
Не умаляя подвига героя – лётчика, смею возразить автору, что Кожедуб также имел три звезды Героя. При этом с инструкторской должности на фронт его отпустили, по-моему, в 43-м году
Начнём с того что только Покрышкин получил 3 Золотых Звёзды во время войны. Кожедуб и Жуков свои 3-и Золотые Звезды получили только после окончания Великой Отечественной.
Трижды Герое СССР был Буденный, а Жуков был четырежды Герое.
А.И.Покрышкин является первым трижды героем Советского Союза и в отличии от Кожедуба он не был алчным. Покрышкин щедро приписывал сбитые самолеты своим ведомым, а вот Кожедуб был уличен в приписках.
На счету Кожедуба два американца, которые пошли в счёт будущей войны и ме-262
Не умаляя Вашего “возражения” хотелось бы заметить следующее. Покрышкин боевым лётчиком воевал в первые два, самые тяжёлые дни войны 1941-1943 годы.
С марта 1944 года – Покрышкин комполка, а с июня 1944 авиадивизии. Естественно изредка он вылетал на боевые и будучи комдивом. Но это уже было от случая к случаю. В то время как можно было бы молотить и молотить. Но комдивом (и даже комполка) уже на боевые так просто не полетаешь.
Напротив, Кожедуб довольно быстро перешёл в полк авиаохотников. Задача которых в небе была не прикрывать бомберы или наземные части (тут не поохотишься), а просто сбивать кто попадётся. Естественно на таких задачах боевой счёт сбитым самолётам растёт как на дрожжах. Он у Кожедуба и вырос.
Так что сравнивать в лоб Покрышкина и Кожедуба просто невозможно. Поставь Покрышкин себе задачу набить как можно больше, набил бы. Но он радел об авиации в целом. Занимался подготовкой новых пилотов, участвовал в судебном процессе над пособниками оккупантов, и т.д.
Ну и реально он сбил намного больше. Просто в первые годы войны с подтверждением сбитых было плоховато, наземные части отступали, часто было не до того.
А порой записывал сбитых на ведомых. Был не жаден и за цифирками не гонялся.
Это разумеется не умаляет достижения Кожедуба. Но объясняет почему у нашего лучшего лётчика сбитых самолётов оказалось меньше, чем у просто очень хорошего.
Более того, побед у Кожедуба было больше
Приехал из лётного училища в отпуск в 86 году,был в ЦК ДОСААФ и лично видел Покрышкина там в военной форме в звании генерал-полковника или маршала авиации.
автор забыл рассказать, что все эти чудеса Покрышкин делал на американской Аэрокобре, почему это автор не упоминает или замалчивает – большая загадка
Кожедуб летал на лавочкин-5-7 и что?лизнул?
Самолёты были советские, а не “русские”, потому как в СССР было множество народов и народностей, но никто не оценивал людей по национальному признаку и не выпячивал одну какую то нацию в ущерб другим.
Не все, но многие.
Амеры эти кобры англичанам предлагали. но они отказались как от ненадежных. и их стали поставлять в СССР.)
да не покрышкин создал этот боевой порядок этажерку , а еще в 9-гиап так летали в 42 над сталинградом, разработали его ЛЛ шестаков и штурман полка знаменитый ас Баранов
Вообще-то этажерку создали немцы ещё в испании, когда осваивали Bf-109. И всю вторую мировую войну это был стандартный боевой строй соколов люфтваффе!
Не соколов, а стервятников, тролль несчастный!
А почему автор пишет про “чуть не сбитый” РУССКИЙ самолёт?
Двойка по истории в школе?
Тогда какова ценность его историческому рассказу, в отличие от безусловной ценности подвигов СОВЕТСКИХ лётчиков и всего СОВЕТСКОГО народа?
Покрышкин чуть не сбил будущего маршала авиации Пстыго. Думаю это многие знают.
“Летчик Александр Покрышкин был единственным, кто получил звание героя Советского Союза трижды”. Я так понимаю о Кожедубе и Буденном автор никогда не слышал? Купите себе энциклопедию.
Покрышкин был единственным, кто получил звание Героя Советского Союза трижды во время войны. А Kожедуб и Буденный стали трижды Героем уже после войны, а Жуков четырежды Героем тоже после войны.
Ну и куда здесь без Леонида Ильича (1966, 76, 78 и 81). А вот Героя СоцТруда получил заслужено, за полет Гагарина, как Секретарь ЦK, курировал военно-промышленный комплекс страны..
Давайте честно, его новый порядок был основан на плохих характеристиках Аэрокобры (очень медленно разгонявшийся утюг). Летчики были вынуждены гонять это чудо на предельной скорости, уменьшая ресурс работы движка до 50 часов. В начале Вы описали немецкий принцип: набирать высоту и атаковать с пикирования, пока враг не очухается.
У аэрокобры из-за странного расположения двигателя был очень маленький момент инерции. Масса выстрела была настолько большой, что самолёт мог сбиться с курса из-за отдачи. В умелых руках позволяла вытворять номера почти акробатические. В общем, машина не для слабонервных.
Этажерку в самом начале войны придумал летчик Хархалуп Семён Иванович, который служил в одном полку с Покрышкиным и был командиром эскадрильи. Покрышкин просто, в последствии стал это новшество использовать
Оставлю, те вопросы о которых тут уже задали Вам и осветили ВАше не знание другие комментаторы. скажу об иных.
Су-2 который сбил Покрышкин, в одном из своих первых полетов, был ему просто не знаком, но атаку он остановил увидев КРАСНЫЕ ЗВЕЗДЫ на его крыльях, о чем он пишет в своих воспоминаниях и после чего он бросился прикрывать строй этих бомберов и отгонять таких же как он истребителей, посчитавших Су-2 вражескими самолетами.
Под трибунал он попал не просто так, а за драку с офицерами другого полка и это не простая бытовая ссора, а в военное время грубое преступление.
Прочитайте его воспоминания, “В небе войны” называется
1. “«Скоростные качели» — он делал вираж «бочку» по нисходящей, чтобы избежать атаки вражеского самолета. При этом сильно терял скорость, чего вражеский летчик не ожидал, и промахивался”. Что-то здесь мне не понятно. На память приходит маневр “скоростные качели” – способ прикрытия наземного объекта от атак с воздуха, когда прикрывающая группа не выписывает виражи и восьмёрки над объектом, а постоянно качается над ним, всегда имея либо запас скорости, либо высоты для встречи противника в любой момент. 2. “Соколиному удару” А.И. научился у противника – это излюбленная тактика пилотов “мессеров”. “Мессер” хорошо пикировал, а после атаки быстро уходил на вертикаль. 3. В полной мере А.И., как руководитель воздушного боя, использовал преимущества своей “кобры” – отличные обзор и радио. Управляемые коллективные действия в воздушной бою – залог победы. Этим оружием нас успешно били немцы. Когда в ваших наушниках стоит сплошной треск, то вы невольно занимаетесь самодеятельностью и ведёте боевые действия на свой страх и риск. Я не смотрел прилагаемый ролик, но по заставке понятно, что хочет сказать автор: А.И. был первым, кто осознал реальную пользу использования радиолокации. Вообще, А.И. был очень одарённый, вооружённый от природы, человек: имел острое зрение, быстрый ум, отличное здоровье (применял энергичный пилотаж с кратковременной потерей сознания, понимая, что ни один немец на такое не пойдёт!), был быстрообучаемым, схватывал налету и, самое главное, железный характер. Та самая драка, которая, конечно, не красит советского офицера, но для меня лично является штампом профпригодности истребителя: оценил обстановку – бей. Вспоминается Герой Советского Союза, балтийский лётчик Егорушка Костылев, тот тоже так действовал: увидел противника – сразу ему в зубы, не взирая на его погоны! За что пострадал, искупил, вернулся в строй и продолжил бить врага. Я лично очень горжусь такими людьми. От того, что не А.И. придумал “этажерку”, не он один у нас был такой хваткий! это никак не умаляет его заслуг в её использовании. “Кобру” тоже не мы придумали, однако только в наших руках она оказалась грозным оружием. Дело не только в том, кто что придумал, но кто и как применял. Летать парами придумал ещё в ПМВ русский лётчик Вячеслав Матвеевич Ткачёв (1885-1965), однако в 1941 году пришлось учиться заново, в том числе и у противника, когда его отлично радиосвязанные пары и двухпарные звенья рвали на куски наши трёхсамолётные звенья, управляемые визуально… А.И. Покрышкин вместе со своими товарищами оказались в нужное время в нужной кондиции на нужной технике и своими грамотными, смелыми действиями сбросили врага с кубанского неба и не выпустили боевую инициативу из своих рук вплоть до безоговорочной капитуляции. Что и требовалось.
В его книге Покрышкин упоминает как в самом начале войны он принял наш ближний бомбардировщик СУ-2 за немецкий самолети атаковал его. Это для тех кто не знает про данный факт. Силует самолета незнакомый а кресты и звезды красного цвета не разберешь на большой дистанции.
Покрышкин воевал с первых дней войны и вырвал превосходство в воздухе зубами и мастерством. Кожедуб начал воевать в 1943 году, когда превосходство наших асов было уже неоспоримым. Читали книжку “Небо войны” за авторством А.И.Покрышкина? Книги Кожедуба, Бегельдинова, Луганского?Истребитель, как и хирург, должен быть агрессивным и отчаянным. Такие победили Европейский фашизм и были подвергнуты репрессиям в СССР. Они знали, как и что завоевать и перевернуть. Слава Покрышкину!!!
Мы в какой стране живем!?Идей вагон и маленькая тележка,а попробуй их внедрить!Так тут-же куча крючкотворцев,не положено,не по инструкции,как-бы чего не вышло.Многие опускают руки,Покрышкину спасибо за то-что,обобщил весь накопленный опыт и внедрил его в действие,не побоялся плыть против течения.
Убогий, где кроме России производили в СССР истребитетели и сейчас их производят. В твоей лохляндии что ли? До сих пор в навозе ковыряетесь.
Эх, не нарвался он на Эрика Хаартмана. Белый Рыцарь быстро показал бы ему, кто на самом деле Ас.
Другом я тебя точно не назову, но ты, бедняга, видимо не в курске что твоего “Рыцаря” 14 раз сбивали, а Покрышкина ни разу… Как тебе такой факт?
Герман Чмеринг ха ха!!!
Хартман чистый стервятник… Атаковал только одиночных и поврежденных. Он сам об этом писал. Не умаляю его заслуг, но в бою один на один с Покрышкиным я бы на него не поставил.))
Хартман был воздушный пират, действовал в качестве охотника, а спикировав с высоты м сбив противника уходил. Был трижды сбит, а один раз выпрыгнул из исправного истребителя! Покрышкина, Кожедуба, Гулаева, Скоморохова, Попкова, Речкалова ни разу не сбивали и даже не ранили. Ни у одного нашего аса Хартманн бы не выиграл. Хорошо известен бой Дважды героя Попкова с одним из лучших немецких асов, около тридцати сорока минут не дали преимущества никому. Бой окончился в ничью. Кобру не нужно ругать и называть утюгом, это не так. Читайте книги А.Покрышкина, там все написано. Не нужно принижать заслуги Кожедуба, это тоже великий ас. Ему повезло больше, чем Покрышкину. Он начал летать сразу на хорошей технике и после окончания высшей школы воздушного боя. Самым великим нашим асом летчики называют А.Покрышкина. А самым результативным асом ВОВ признан Гулаев, который воевал всего 1,5 года и за 65 боев сбил 57 самолетов, потом был отозван в академию. У меня отец воевал на Як-9, награжден в войну шестью боевыми орденами, считал лучшими самолетами Ла-7 и Кобру, а у немцев Ме-19Г. Читайте первоисточники, ребята!
Американская Аэрокобра имела невиданную огневую мощь, высотный мотор, носовую стойку. Были и недостатки, в том числе угрожающие разрушением машины, потерей управляемости. В целом – интересный аппарат, при улучшениях которого не раз учитывались пожелания советских летчиков. Отлично подходил, чтобы бум-зумить, поэтому сразу влюбил в себя сокола Покрышкина и других охотников. Не годился для рутинной боевой работы в качестве массового фронтового истребителя, обслуживаемого летным и наземным составом средней квалификации. С успехом сослужил свою службу; при этом, конечно, самостоятельно не мог бы обеспечить господства в воздухе. Воздушную войну выиграли не асы. а крупные авиационные формирования во взаимодействии всех родов войск преимущественно на отечественной матчасти.
Ответ борову Герману: а вот ты нарвешься. И провокация-то никакая… Смехотворное сравнение. Думается, Хартманн не раз оказывался в числе спешно ретировавшихся по команде ” Ахтунг, в воздухе Покрышкин!” В заключительной фазе мессер утратил большинство преимуществ, кроме главного: по-прежнему здорово, гад, удирал. Далее, твой кумир Хартманн никогда не был пилотажником, снайпером, атлетом. Всю войну избегал дуэлей на равных, излюбленная цель- Илы. Умел выбрать момент, подкрасться незаметно, выстрелить, можно сказать, в затылок. Сильнейшая черта- хладнокровие. По интеллекту, организаторским, лидерским качествам, совокупному классу на фоне Покрышкина никто. В очном поединке с условием запрета на выход из боя имел бы единственный шанс: ухитриться первым обнаружить и незаметно атаковать, пытаясь решить с одного захода. Учитывая, что наш сокол в щелкании клювом не замечен- крайне маловероятно. При любом другом раскладе, продолжении боя на пределе возможностей был бы обречен именно вследствие разности этих самых возможностей. Уверен, что набивание чучела из туза люфтваффе было бы образцово-показательным. Очень символично, кстати, что соотносятся друг с другом обе эти иконы именно так. По большому счету, вышеуказанный сценарий описывает сам ход противостояния борющихся сторон.
ведя бои в условиях минусовой температуры, из-за чего солдаты страдали от переохлаждения, обморожения и некроза кожи стопы.
Я в 7 классе будучи прочитал книгу возвращение в небо,и по детской наивности написал автору,как не странно он мне ответил,потом мы переписывались,а уже после школы летом закончив школу я полетел в Киев к 2гсс Лаврененкову , он просто пригласил меня в гости, два дня он мне рассказывал о боях и своих товарищах, и кстати без цензуры,не чего не приукрашивая , дак вот знаменитый полк асов 9 гвардейский еще в небе над сталинградом в 42 г применял эшелонированное построение по высотам, эта та самая знаменитая кубанская этажерка придуманная и примененная впервые покрышкиным в 43 году над кубанью))))), автор может вы прочитаете мой комментарий, и я вам посоветую прочитать мемуары летчика Карповича, который воевал в начале войны в одном полку с покрышкиным,между прочим он получил звезду героя раньше чем покрышкин, в общем карпович писал о покрышкине 41 года с явным не уважением: цитирую книгу, покрышкин хоть и хороший летчик,но в боях будучи командиром звена за 41 год он потерял больше всех своих ведомых в полку, и молодые летчики просто боялись с ним летать,в бой с ним они шли как телки на убой,покрышкин совершенно не думал о своих ведомых в бою, да и сам каких либо успехов не достиг, но сам потерял три истребителя,Теперь идем далее – Покрышкин же в своих мемуарах пишет что в 41 году на сбивал не мало немцев, только большинство сбитых не подтвердили)))), теперь вспомните пж ,кто нибудь из наших асов в своих мемуарах сокрушался как покрышкин,что его сбитые не подтвердили? кто нибудь из наших асов когда нибудь обвинил будучи уже после войны покрышкина в присвоении им сбитых немцев? не кого не обвиняли,а попков обвинил , кто нибудь из наших асов поносил в своих мемуарах своих боевых товарищей или бывших командиров,? нет не кто не ругал и не кто не поносил,кроме покрышкина,кто нибудь кроме покрышкина преуменьшал сознательно вклад в победу своих боевых товарищей кроме покрышкина ?а именно о Селеверстове, Цитирую его мемуары – “Кузьма не много сбил вражеских самолётов, но он был хорошим летчиком,
Однако , на момент своей гибели 15.10.1941 года боевой счёт К. Е. Селиверстова был, по разным документам, от 8 + 2 до 10 + 2 ( лично + в группе ) сбитых самолётов – лучший результат в 55-м полку ! Я НЕ ЧЕГО ЭТИМ НЕ ХОЧУ СКАЗАТЬ,А ПРОСТО ДЕЛАЮ ВЫВОДЫ О ЛИЧНОСТИ ПРОСЛАВЛЕННОГО АСА ВОВ,
Диванные войны, в атаку!!!
Начнем с того что Кожедуб был трижды героем а номер самолета был не 13 а 100. Книжка Голубева-ведомого Покрышкина так и называется « в паре с сотым». А закончим тем что прежде чем писать ерунду можно хотя бы почитать и поинтересоваться и Покрышкиным и 16 гиап и летчиками этого полка. Чтобы иметь всю картину и знать всю историю.
О * гениальности * ХартманОВ : не секрет , что немецкие лётчики наряду с действительно сбитыми самолётами противника , прославились бессовестными приписками , отсюда космические цифры . Для зачтения же сбитого советским лётчикам , требовалось подтверждение наземных служб , что осложняло точность подсчёта сбитых над территорией противника . Таким образом у Покрышкина было неучтено порядка полутора десятков плюс порядка пяти , в начальный период Войны . И так – у всех . На завершающем этапе Войны Покрышкину , как командиру дивизии и Трижды Герою , категорически , было запрещено самому принимать участие в воздушных боях , что он , в силу своего характера , периодически , нарушал .
Кроме того , конкретно , Хартман , был * сопляком * ,подобно Герману Г . , а потому , в погоне за славой , маниакально стремился увеличить свой личный счёт , нападая неожиданно из засад и смываясь . Советские лётчики , будучи дисциплинированными и исполнительными , несли весь груз войны в воздухе : разведка , сопровождение бомбардировщиков , атаки наземных целей , включая подавление зенитных батарей – нелегкий воинский труд , сопряжённый с риском , приносящий много хлопот , где во главу угла поставлено выполнение боевой задачи , в целом , а не личные успехи отдельных лиц .