Даже в наши дни выражение — «здесь у нас не институт благородных девиц» звучит презрительно. Чем было это заведение? Тюрьмой, монастырем или женским образовательным учреждением?
Хорошие намерения — плохой результат
Смольный, или Институт благородных девиц учредила Екатерина II в 1764 году. Ее намерения были благостными — взрастить новое поколение женщин, полезных для общества, и благородных.
Девочек брали в Смольный с 6-летнего возраста, позже с 9-летнего. Как раз для того, чтобы личность еще была гибкой. Часто обучение оплачивали не сами родители, а ведомства, в которых они служили. Поэтому автоматически в институт все чаще попадали девочки, чьи родители нуждались в деньгах и не могли позволить себе оплачивать обучение на дому.
Екатерина хотела, чтобы девушки получали разностороннее образование. В Смольном их учили истории, географии, иностранным языкам, архитектуре, стихотворству и даже геральдике. Аналогичное образование было в Австрии, которое можно получить и сегодня, с помощью edu-vienna.com
Но замкнутая жизнь в чисто женском обществе, строгие порядки делали выпускниц Смольного слишком наивными и не приспособленными к реальной жизни. Потому их впоследствии и стали называть «кисейными барышнями» и «дурочками».
Порядки, как в тюрьме
Весь день учениц Института благородных девиц был расписан по минутам — подъем в 6 часов, молитвы, обучение. Девочки ходили в одинаковой одежде и совсем не имели личного пространства — всегда находились под надзором классных дам. Им также не давали видеться с родителями.
Самым ужасным было то, что огромные спальни невозможно было протопить, и температура в них понижалась до 8 градусов. Девочки должны были спать только в тонком ночном белье. Но воспитанницы Смольного, ставшие революционерками, могли легко выдержать жизнь в застенках, ведь они уже жили в голоде и холоде.
Всякая индивидуальность уничтожалась. Волосы должны были быть гладкими и за выбившиеся кудри наказывали.
Наказания и придуманная любовь
Телесных наказаний не было, но способов унизительных экзекуций было множество. Все выставлялось напоказ — не зашитый чулок, детское недержание мочи.
Но девичьи сердца искали любви. Потому «институтки» и придумали обожание. В нем были элементы поклонения и даже фетишизма. Иногда объектом были классные дамы или старшие девочки, но чаще — священник, ведь он был единственным мужчиной, которого видели воспитанницы.
Девочки тайком подглядывали за объектом обожания, брызгали духами его одежду, утаскивали кусочки еды с его стола.
Девушки выходили из Смольного неприспособленными к жизни. Ведь даже к готовке их не подпускали.
Впрочем, и аттестат воспитанницы получали всегда, независимо от результатов экзаменов.
Константин Ушинский и последние дни института
В 1859 году в Смольном появился Константин Ушинский. Он стремился поменять преподавателей, хорошо относился к воспитанницам и пытался добиться большей свободы. Но руководство не поддержало его и уволило.
В 1917 году Смольный эвакуировали, а в 1919 году он закончил свое существование.