Советские конструкторы создали невидимый самолет за несколько лет до Второй Мировой. Но вплоть до развала Союза так и не смогли овладеть системой «стелс» в полной мере.
Как выглядел первый самолет-невидимка и почему он не использовался в борьбе с нацистами?
Триумф «невидимки»
В 1936 году версии о возможной войне до населения не доводили. Но новейшие разработки народу показывали — конструкторам СССР было чем гордиться. Так они провели испытание новейшего самолета, который исчезает в воздухе. И описали ход операции в журнале «Изобретатель и рационализатор».
Самолет-невидимка выехал из ангара и взмыл в небо. У него даже был конвой в виде двух истребителей. Сначала наблюдатели не верили в чудо — самолет было очень хорошо видно. Но вот он выпустил шлейф и исчез. Притом стал настолько невидимым, что истребителям пришлось вернуться на землю, чтобы ненароком не сбить крылатое изобретение.
Авторами «невидимки» были профессор Сергей Козлов и Роберт Бартини, итальянец, который сбежал в СССР от режима Мусоллини. Оба они оказались талантливыми конструкторами и изобретателями.
Казалось бы, имея такие самолеты, можно было победить любого врага. Но все пошло не по плану.
Быстрое разочарование
Самолет становился невидимым за счет особого покрытия — радонида. Это пластифицированная целлюлоза, способная отражать свет, к тому же жидкая. Самолет сначала было видно, а потом нет за счет того, что вещество распылили прямо в воздухе.
Но радость была недолгой. Самолет был не виден для человеческого глаза и простых оптических устройств. А вот радары его прекрасно определяли, и даже шум двигателей был слышен.
Поэтому первым в мире «стелсом» советский самолет-невидимка не стал.
Битвы советских конструкторов за «стелс»
После войны, в 50-е годы, до правительства СССР дошли сведения, что американцы все же создали по-настоящему невидимый самолет. Радары его не определяли.
Естественно, советские конструкторы должны были догнать и перегнать американских. Но что-то не клеилось. Только к 80-м годам был создан невидимый самолет М-17 «Стратосфера». Но он не прошел испытания. И даже когда его модернизировали, оснастив радаром, все равно эффекта полного исчезновения достигнуть не удавалось. Хотя новые самолеты использовались в целях науки — для изучения верхних слоев атмосферы. Для этого вместо оружия на самолете были установлены диагностические приборы.
В 1987 году конструкторам почти удалось создать советский «стелс» — М-67. Его планировалось применять для разведки. Но тут случился крах СССР, и новый самолет в воздух так и не поднялся.
В те же годы был довольно успешно спроектирован сверхмощный бомбардировщик Т-60, который также должен был исчезать с радаров.
Но и эти разработки не дошли до логического конца. К тому же в 90-х годах все труды советских конструкторов перешли под гриф «совершенно секретно». Поэтому возможно были и другие проекты невидимых самолетов, но о них ничего неизвестно.
С.Г.Козлов свой “невидимый самолет” построил на базе авиетки АИР-4, обшивка которого была заменена на рОдонит – оргстекло французского производства. М-17 «Стратосфера» также не был “стелсом”, т.к. его предназначение – перехватчик низкоскоростных высотных целей от метеозондов до Локхид U-2. Незачёт!