Во времена Великой Отечественной войны некоторые события оценивались неоднозначно. И бывало, что герои приравнивались к предателям. Подвиги скрывали, так как военному руководству они были «неудобны». Смелый и дерзкий летчик Петр Балашов имел два таких подвига.
Как получилось у летчика Балашова угнать самолет прямо из-под носа немцев?
Юный и дерзкий Балашов
В роду Балашовых было много талантов. Петр Балашов изначально не был летчиком. Он был дерзким спортсменом-парашютистом. Сначала занимался парашютным спортом сам, потом создал школу, где стал инструктором. И в 1933 году совершил прыжок, который вошел в историю парашютного спорта.
На стадионе Динамо парашютист, которому было чуть больше 20-ти, на глазах у именитых зрителей прыгнул с высоты 80 метров. Это было невероятно опасным, слишком близко была земля. Но парень справился, и в 24 года был награжден Орденом Красного Знамени.
Взлететь легко, сесть сложно
Началась война, и Петр стал готовить группы парашютистов — диверсантов. В одной из таких групп он участвовал сам — было задание проверить аэродром Павлово, близ Юхнова. Был 1941 год, немцы активно наступали, и когда диверсанты попали на аэродром, он был уже захвачен.
На стоянке Балашов и группа обнаружили немецкий истребитель, а в его кабине — военные карты. И еще — к своему ужасу — три советским тяжелых бомбардировщика. Ужас был потому, что военная техника не должна была доставаться врагу. Ее при отступлении должны были уничтожить.
Группа приняла решение — увозить карты и улетать на бомбардировщике. Только вот летчиков среди диверсантов не было. Лишь Балашов когда-то давно летал на фанерном «кукурузнике».
Но Петр опять проявил небывалую смелость. Как потом рассказывал он сам, взлететь было не сложно. А вот посадить тяжелую незнакомую машину было очень нелегко. Пять раз Балашов заходил в Тушино на посадку. Ему повезло, что диспетчер был толковый — ничего не понял, но взлетную полосу освободил. Ну и талант видимо был у Балашова — с пятого раза он совершил идеальную посадку.
Но вот тут и начинается неожиданное — Балашова не наградили. Руководство не хотело признавать брошенные на растерзание врагам бомбардировщики. Ситуацию замяли, но Петра отправили в летную школу.
Небесный угонщик
Ну а в 1943 году уже лейтенант Балашов совершил свой самый неожиданный подвиг. Его Ил-2 подбили, он понимал, что не дотянет до «своей» стороны фронта. И тогда Балашов действует спонтанно — сажает полуразрушенный Ил прямо на немецкий аэродром. После чего пересаживается в немецкий Мессершмитт и улетает на глазах изумленных немцев. Фашистские истребители Балашова не догнали, поздно спохватились.
Но и этот подвиг документально не зафиксирован. Ведь по законам военного времени посадка на стороне врага означала попытку сдачи в плен. А оставление своего самолета, даже разрушенного, также каралось трибуналом.
Поэтому и угон вражеского самолета, не имевший аналогов, остался лишь в истории семьи Балашовых.