Михаил Булгаков считался одним из самых «антисоветских» писателей. Тем не менее, он жил в России и не был в лагерях.
Почему есть мнение, что Булгаков был любимым драматургом Сталина?
«Белые» пятна в репутации
Можно начать с того, что во время гражданской войны Булгаков вел себя неоднозначно. Начинал войну на стороне Красной Армии, но потом оказался в 3-м Терском казачьем полке, где служил врачом. В гражданской войне Булгаков воевал на стороне белогвардейцев. Существовала версия, что он попал в плен и у него не было выхода, но это обычно не спасало от репрессий. А вот Булгакова не тронули.
«Гонения» — кто был инициатором
В 30-х годах пьесы Булгакова отказывались ставить. Но было ли это инициативой самого Сталина? Как показывают документы — нет.
Существует письмо, автором которого является коллективный разум — обращение сотрудников «Пролетарского театра». В этом послании пьесы «Дни Турбиных», «Зойкина квартира», «Бег» и «Багровый остров» называют «антисоветскими» и лишенными выдающихся качеств. И это письмо больше похоже на зависть коллег, чем на гонения со стороны партийной верхушки.
Диалог со Сталиным
Сам Булгаков был склонен к депрессиям. Он не хотел бороться с окружающей действительностью, скорее уходил от нее в свой мир. И в то же время он решился на письменный диалог со Сталиным. В письмах говорил о том, что пьесы его отвергают, и раз творчество его не нужно Советскому Союзу, просил «отпустить» их с женой за границу.
И Сталин отреагировал, лично позвонив писателю. Булгаков от этого звонка был в шоке. По сути Сталин посоветовал не спешить за кордон, а заявить о себе в Художественном театре. Также Сталин выразил готовность встретиться лично.
Почему Сталин любил смотреть «Дни Турбиных», и где связь с Воландом
Вскоре Булгаков начал работать во МХАТе и в Театре рабочей молодежи. Там неоднократно ставилась пьеса «Дни Турбиных». Ярые чекисты удивлялись — почему Сталин спокойно смотрит пьесу. Ведь в ней явно прослеживается ненависть к Советской власти.
Сам Сталин объяснял это так — в произведении советский режим показан как сильная, непобедимая машина. И герои все же готовы ей покориться.
А что же с «Мастером и Маргаритой»? Почему критики говорят, что образ Воланда — это образ Сталина?
Похоже, в этом произведении Булгаков как будто проиграл встречу со Сталиным, которая так и не состоялась. Воланд-Сталин могущественный, он не отвергает Мастера, но и помочь ему не может. Потому что вокруг много других персонажей — и прототипами адского бала являлось не окружение Сталина, а все личности, которые в понятии Булгакова победили Россию. К примеру, в одном из персонажей был явно виден Малюта Скуратов.
Отчаявшийся писатель выражает свое отношение через слова «…не тревожьте себя. Все будет правильно, так устроен мир».
Булгаков по словам Сталина «был не нашим», но Иосиф Виссарионович не был врагом писателя и его репрессиями он не занимался. Скорее, Михаил Булгаков сам не смог найти себя в новом мире.