«Уйти в монастырь» — эта фраза в наши дни стала крылатой, и говорит лишь о том, что человек хочет от чего-то отказаться. В старину же монастыри играли большую роль — туда уходили добровольно, не справившись с горем, или просто желая посвятить жизнь Господу. А бывало, что в монастырь ссылали — в основном женщин, совершивших преступление или не угодивших императорам.
Житие и постриг
Люди, которые приходят в монастырь, имеют разные цели. Для тех, кто хотел попробовать богоугодную жизнь, в монастыре есть и были места трудников. Человек живет в монастыре, работает, чтит устав монастыря. Но всегда может уйти, передумать, обзавестись семьей. В наши дни с трудниками даже заключают трудовой договор и платят им зарплату. И попасть в монастырь можно только с документами, удостоверяющими личность.
Постриг — это окончательный уход в монастырь. Особенно важен этот шаг для женщины. Ведь им по-настоящему состригали волосы, а в старину остаться без волос было страшно. Чтобы стать монахиней нужно было три раза подать настоятельнице ножницы. Два раза она их отвергала, но если будущая монахиня была непреклонна — ее постригали, она становилась «невестой Бога».
Уход в монастырь предполагал тяжелый труд, а также:
- «обет безбрачия» — отказ от межполовых отношений
- «обет смирения» — отказ от страстей и своих желаний
- «обет нестяжания» — отказ от собственности
Перед постригом также давался испытательный срок, он мог длиться до пяти лет. В это время все еще можно было вернуться в мир. После пострига — уже нет.
Каких женщин не брали в монастырь
Сразу приходит мысль о том, что в услужение к Богу не брали недостойных женщин. На самом же деле священники обладали мудростью. Часто, в порыве эмоций, женщина хотела уйти в монастырь из-за недовольства своей жизнью с мужем. Таких отговаривали, учили смиренно принимать тяготы жизни мирской. Семья была святыней.
Женщин, которые к тому же имели несовершеннолетних детей, также в монастырь не брали. Если женщина теряла мужа, она страдала и хотела уйти к Богу. Но бросить детей на произвол судьбы — это тяжкий грех, и таким женщинам отказывали. В наши дни можно стать монахиней, даже имея детей, но при этом надо предоставить документы, что дети сданы под опеку.
Преступниц и падших в монастырь, наоборот, принимали. Ведь жизнь для Бога помогала искупить любой грех. Также если женщина или мужчина имели смертельную болезнь, им разрешали постриг раньше. Чтобы они успели послужить Богу в то время, которое им отведено на этом свете.
Настоящие монахини, те которые были семейными, сначала детей подымали, а потом уходили только. А вообще можно быть девицей, в мантии, в клобуке, глаза в пол, ручки сложить в самом расписном женском монастыре и никогда так и не узнать Бога, не стать монахиней. А можно кошеварить прямо вместе с Богом, где носится малышня. Монашество – это больше чем состояние души, это когда живешь и даешь место Богу действовать в своей жизни.
Настоящие монахини, Пуночка, разные, и не все семейные, и не все детей поднимали! И не может быть такого, чтобы принять постриг, а Бога не узнать, не надо выдумывать лишнего! Монашество – образ жизни, и не одной только души. Тайные монахини были при советской власти, а сейчас можно в монастырь поступить, а самой по себе жить и спасаться невозможно, кашеварь, или не кашеварь. Без семьи и детей путь к Богу прямее, но – кому дано!
Спасаться в миру гораздо труднее, чем в монастыре
Я бы ушла в монастырь, детей у меня нет и навряд ли будут (мне и не от кого их рожать). Долг Родине отдала – химический стаж выработала полностью, и сразу ушла с завода (зачем травить себя дольше, чем требуется?). Теперь лучше уж, работать для Бога, для своего и общего блага, чем за гроши на дядю – от чего, ни себе, ни другим, нет пользы. Но меня другое держит – на кого я тогда мать оставлю? У неё кроме меня никого нет. Прямо как тот человек из Евангелие, который хотел следовать за Христом, но только после того, как похоронит отца.