4 июня 1988 года вблизи железнодорожного вокзала Арзамаса раздался страшный взрыв и в небо взвилось облако, сильно напоминающее атомный гриб. Жители города тогда подумали, что сбылись самые страшные прогнозы последних десятилетий — началась ядерная война. На самом же деле на железнодорожных путях взорвался состав.
Как произошла эта катастрофа, которую назвали одной из самых страшных в истории СССР?
Взрывоопасный состав
Состав, в который входило три вагона взрывчатых веществ, шел по маршруту Дзержинск — Казахстан. Гексоген, тротил, аммонал были предназначены для горнодобывающих работ.
Но трагедия настигла именно жителей Арзамаса. По непонятной причине в одном и вагонов произошел взрыв. Естественно дальше все пошло по цепочке, как в фильме- катастрофе. Вагоны взрывались, а те, где взрывчатки не было, сходили с рельсов.
Взрыв был настолько мощным, что на его месте образовалась воронка глубиной почти 8 метров и длиной почти 70 метров.
Взрывная волна огромной силы крушила здания. Трагичным было и то, что авария случилась в городской черте. Было уничтожено 150 жилых домов, 50 детских садов, около 10 школ. Пострадали заводы и магазины.
Человеческие жертвы были также велики — 91 человек погиб, более 1500 человек были ранены. Кто-то из них скончался в больнице. Без жилья осталось около 800 семей.
Халатность, диверсия или роковая случайность
Конечно, катастрофа такого масштаба для СССР была небывалым событием. Назначили комиссию по расследованию. Но единственное, что было очевидным — правила безопасности в составе были соблюдены «на авось». Гексоген был просто насыпан в мешки. В качестве упаковки использовалось дерево — что при работе со взрывчаткой недопустимо.
Но, когда моделировали взрыв, не было доказано, что именно эта халатность стала причиной.
Рассматривалась и версия о диверсии. Нашлись очевидцы, которые якобы видели, как в районе железнодорожных путей поджигали бикфордов шнур.
Но официально ничего доказано не было. Причиной могла стать банальная искра, которая вылетела из-под колес поезда. Проблемой стало то, что сосредоточение в вагонах такого количества разных взрывчатых веществ — это в любом случае потенциальная опасность.
Хотя, как часто бывало в СССР, да и потом в России — о плохом никто не задумывался.
Кстати, машинист поезда и его помощник остались живы, за счет того, что их головной вагон просто оторвало и отбросило на сотню метров.
Мистическое совпадение
Советское телевидение про катастрофу не замалчивало. Но официальной версии названо не было, поэтому про «происки Запада» слухи ходили.
Дорогу восстановили быстро — уже через несколько дней по ней проехал пассажирский поезд в Адлер.
Но 4 июня 1989 года — ровно через год после трагедии — случилась новая железнодорожная катастрофа. Два поезда с пассажирами взорвались в Башкирии, в тот момент, когда прошли навстречу друг другу. И в этом происшествии было много неясного. Шок вызывала даже роковая дата — 4 июня.