Канадцы неоднократно отправляли экспедиции в сторону своих заполярных территорий. Оказывается, ими владела не жажда знаний, а страх. Политические деятели Канады считали, что если они сами толком не знают, что творится на ледяных просторах канадского севера, то этим обязательно может воспользоваться враг.
Арктическая тревожность
Канада держалась в стороне от разрушительных войн, но всякий раз узнавая о том, или ином вторжении, канадцы начинали бояться и собирали экспедиции на север. Так было после начала Второй мировой войны, и после трагедии в Перл-Харборе. Канадцы ждали, что и до них доберутся, притом через северную границу — ведь она толком не охраняется.
Ну а когда СССР победил во Второй Мировой войне, канадцы начали бояться русских — тем более российские территории также находились на Севере и русские легко ориентировались в ледяных морях.
Историки и руководители канадской военной разведки не видели угрозы в СССР, признавали, что русские всегда вели только оборонительные войны. Но США было выгодно подогревать канадскую тревожность — ведь уже впереди маячила «Холодная война».
Операция «Овцебык»
Итак, на основе страха вторжения СССР на север Канады, в 1946 году была организована операция «Овцебык», которая вошла в историю. В экспедиции участвовали 48 канадских военных, ученые, и трое наблюдателей из США. Двигались они на снегоходах «Пингвин» — это и было предметом испытаний. Бронированные снегоходы подходили для военных действий в условиях Крайнего Севера. Так считали канадцы.
Поход длился 81 день. Продовольствие и все, что нужно было в бытовом плане, участникам похода сбрасывали с воздуха.
Канада находилась на высоком уровне развития, и военные были в специальной непродуваемой одежде, у них было оборудование для приготовления пищи и привалов. Но Крайний Север все равно их победил.
Неудачи и успехи
Снегоходы показали ряд недоработок. В кабинах по непонятной причине случались задымления, и экипаж вынужден был выбираться на крышу. Машины употребляли неимоверное количество топливо, развивали скорость вместо 150 км/ч всего 50 км/ч.
Несмотря на подготовку к походу, ночевать приходилось в охотничьих лачугах. Пара таких лачуг сгорела из-за неисправности печей вместе с теми, кто там ночевал. А еще лед в апреле 1946 года уже слабел. И один снегоход ушел под воду, притом его пытались спасти на тракторе, но и трактор ушел под лед.
После этих трагедий, в результате которых погибло 5 человек, экспедиция «Овцебык» закончилась. В чем же были ее плюсы? Во-первых, канадцы перестали бояться. Они подумали, что русские не настолько глупы, чтобы рвануть через ледяную пустыню на танках. А во-вторых, канадцы в очередной раз изучили свой Крайний Север — открыли новые реки, измерили толщи ледяных покровов, определили возможности человека в полярных условиях. Изучили возможности авиации.
Одним словом, исследователи в Канаде были первоклассные, а вот войной им было лучше не заниматься.