На протяжении многих лет казаки борются за то, чтобы их признали особым народом. Особенно это обострилось после распада СССР — в 2010 году в Волгоградской области казаки официально требовали автономии. Но имеют ли они на это право? Откуда на самом деле появились казаки, и почему они не хотят быть русскими?
Вольный народ
Изначально у историков было мнение, что казаки — это просто беглые крестьяне, селившиеся в отдаленных южных землях. Их помиловала Екатерина II и назначила защитниками южных границ. Сегодня же говорят о том, что предками казаков могли быть скифы и даже хазары.
То, что казаки считают себя вольным и особенным народом, просматривалось неоднократно. В Великой отечественной войне дивизии казаков проявили себя героически. Но атаман Донского войска Петр Краснов говорил своим бойцам, что они особый народ. Казачья гордыня имеет место быть. Действительно, казаки всегда имели свои обычаи, свой устав. Притом жили они не только на Кубани и на берегах Дона. Казаки были и в Красноярске, в Сибири.
Даже в переводе с языка кочевников «казгак» — это лошадь, отбившаяся от стада. Старославянский перевод трактует слово «казак» как защитник границ — это также оправдано, ведь эти люди и жили у границы.
Как бы там ни было, казаки всегда гордились своим вольным нравом. Но действительно ли они отличаются генетически от русских людей?
Русские или нет
В 2009 году историки проводили исследования на уровне анализа ДНК. Пробы забирались у более чем сотни мужчин, которые считали себя казаками. Генетически казаки являются русскими людьми, и у них есть лишь отдаленное сходство с тюркскими народами. Возможно благодаря тому, что в древности казаки жили по соседству с кочевниками, и кровь смешивалась. Поэтому и существует такое сходство.
«Расказачивание» в СССР
Откуда взялась казачья национальная гордыня? Возможно, это последствие их обиды на советскую власть. Русские императоры не смогли упразднить казачьи станицы, и казаки служили им лишь на добровольной основе.
А вот после революции казачьи обычаи пришлись не ко двору. На юге России станицы были богатыми — климат позволял собирать урожай по несколько раз. И раскулачивание здесь было особенно жестким. Для казака было делом чести иметь лошадь, но СССР требовало коллективного владения.
Хотя даже в СССР слово «казаки» не исчезло, ведь есть даже советский фильм под названием «Кубанские казаки». Но национальная отделенность не поощрялась — советские люди должны быть равными. Зарубежные исследователи писали, что казаки потеряли свою гордость.
Наши дни
В современном обществе также существует перегиб — любой желающий может вступить в казачество и махать нагайкой. Притом современные люди забывают, что казаки — это не каратели, а защитники.
Казаков нельзя назвать отдельным этносом, но все-таки важны корни. И большинство историков склоняется к тому, что только потомки настоящих казаков могут себя считать таковыми.
Казаки имеют полное право называться отдельным этносом, и обида на советскую власть здесь ни при чём. До революции каждый казак знал, что ведёт он свой род не от беглых российских холопов, а от древнего народа пятигоров черкасс ( не путать с черкесами, черкесы – адыге, а не славяне), народа славянского в своей основе, исповедавшего православную веру и жившего в предгорьях Кавказа в районе современного Пятигорска до середины 16 века. В 13 веке часть черкасс ушла на Днепр и положила начало запорожским казакам – черкассам, а в середине 16 века остальная часть черкасс переселилась на Дон и положила начало донским казакам. Слово “казак” происходит от названия древнего народа касоги, который вместе с зихами и славянами Тьмутаракани и образовали народ пятигоров черкасс. Так что генерал Краснов был прав, казаки не русские, хотя и близки к ним по языку и вере.
После слов о русской ДНК читать стало неинтересно, но смешно. Казаки-народ!
ПОСТ.
СКРИПТУМ.
пишет: “В современном обществе также существует перегиб — любой желающий может вступить в казачество и махать нагайкой”.
Вступить можно лишь в известную субстанцию,
да в реестровое войсковое (и якобы казачье) общество.
А казаком нужно родиться и быть им.
Ибо (как пояснял один казак И.Д. Штокману после драки с хохлами на мельнице) “Казаки от казаков ведутся”.
А то тут много “умников”, которые проповедуют беглохолопскую теорию происхождения донского вольного казачества: мол, бежали крепостные на Дон да Терек и становились казаками. А того сообразить не могут, что к моменту окончательного установления крепостного права донской атаман Ермак Тимофеевич уже и западную Сибирь покорил, и сам пал в бою. Так с кем же он Сибирь-то покорял? С лапотными мужиками, что ли, которые по осени в поисках лучшей доли от одного барина к другому бегали?
А ведь не такие уж и далёкие предки большинства тех, кто сейчас беглохолопскую теорию происхождения казачества пропагандирует, всего-то полтора века назад были самыми что ни на есть настоящими крепостными мужиками той либо иной российской губернии. Но их праправнуки и правнуки что-то об этом помалкивают.