В 90-х годах на улицах некоторых российских городов появились двухэтажные автобусы. Через пару лет они пропали. Интересно, что такая история происходила с 1937 года. В Москве времен СССР были двухэтажные троллейбусы, но их век также был недолгим. И позднее попытки внедрить общественный транспорт в Советском союзе провалились.
Почему в СССР не прижились двухэтажные автобусы и троллейбусы?
Советский аналог английского транспорта
В 1937 году в Советский союз привезли даблдеккер британского производства — троллейбус в 2 этажа производства английской компании English Electric Cоmpany AEC 664T.
Автопроизводители молодой страны имели амбициозный проект. Они воспроизвели конструкцию машины, и выпустили 10 экземпляров на Ярославском автомобильном заводе. Модель ЯТБ — 3 была длиной почти 10 метров и была способна вместить сотню пассажиров. Их выпустили на улицы Москвы, первый маршрут поехал по проспекту Мира.
Но с модным транспортом начались проблемы. Общественный транспорт использовался не для прогулок, а для передвижения. Сначала москвичи были в восторге от возможности восседать на втором этаже и созерцать улицы сверху. Но потом оказалось, что при поездке на работу это не слишком нужно.
Двухэтажный транспорт неустойчив — это известно. Поэтому троллейбус мог ехать только еле-еле — со скоростью 55 км/ч. А когда начался гололед — стало и вовсе опасно, неустойчивость усилилась. А еще провода, которые пришлось поднять на метр, не подходили для обычных троллейбусов.
Говорят, что сам Сталин запретил «двухэтажки». Он увидел, как едет даблдеккер, и испугался за безопасность пассажиров. Так ли это, неизвестно — но троллейбусы «двухэтажки» больше не выпускали и сняли с маршрутов. Полностью они исчезли в 1953 году. Кузов одного из них долго стоял в московском троллейбусном парке, и использовался как склад.
Вторая попытка
В 60-х годах на советских улицах снова появился двухэтажный транспорт, на этот раз автобусы из ГДР. Есть версия, что модели были подарены Хрущеву за лимузин ЗИЛ. Но, возможно, их просто закупили.
Машины Büssing D2U и Do-56 выехали на улицы, и даже засветились в фильме «Я купил папу», где видно, как мальчик садится в автобус и взбирается на второй этаж по винтовой лестнице.
Но и этот транспорт не прошел проверку повседневностью.
Взбираться на второй этаж было тяжело и особенно тяжело выходить. Пассажиропоток в Москве всегда был немалый. И кататься только на сидячих местах не было возможности — а на втором этаже стоять было нельзя.
Пассажирам первого этажа потолок упирался в голову. Ну и опять же — неустойчивость.
Германские автобусы также не прижились.
Сегодня в Москве существуют двухэтажные автобусы, но они, как и во многих странах мира — экскурсионные. Им не нужно ездить быстро и для прогулок туристов они вполне подходят. Яркие и раскрашенные, они радуют глаз, но не используются на обычных маршрутах.