Екатерина II была талантливой правительницей — умелым манипулятором, способным добиваться своих целей, которые часто становились благом и для государства. Но иногда она перегибала палку.
Почему Екатерина II хотела узаконить в России многоженство?
Показное смирение
Даже в свои 15 лет Софья-Августа, которая позже станет Екатериной Великой, понимала — покорить русских можно, только завоевав их доверие. И одним их главных ее дел в этой области стало принятие православия. Ее родной верой было лютеранство. Отец, когда узнал о решении дочери, был против.
Но даже, когда у Екатерины случился недуг, она призвала к постели православного священника. Этим она окончательно покорила сердца своих подданных, и они возвели ее на престол. Кстати, ее муж, которого свергли, был сторонником протестантов.
Но в душе Екатерина всегда оставалась скорее практичной атеисткой, чем поклонницей той или иной веры. Существовали данные, что она всегда поддерживала связь с Британией, и пустила в Россию английских масонов.
Благие намерения
Екатерина правила твердой рукой. Говорили, что энергией она отличалась недюжинной, и даже кофе ее был так крепок, что никто не мог его даже пригубить.
Екатерина завоевывала новые земли и мечтала о приросте преданных подданных, чтобы это способствовало росту благосостоянии России. Но люди из завоеванных земель преданностью не отличались.
Екатерина боролась с высокой смертностью — ей нужны были русские люди, пускай для того, чтобы их использовать, но все же. Императрица помогала сиротам и подкидышам — в Москве и крупных городах появились дома презрения. Она контролировала медицину — вводила обязательные прививки от страшных болезней и карантины.
Вдовам Екатерина велела выплачивать пособие.
А однажды ей в голову пришла поистине крамольная для России идея — разрешить многоженство. Тогда и случился конфликт Екатерины с церковью.
Церковь не поддалась
Екатерина не слишком церемонилась с церковью. Лишала их земель в пользу государства, и продвигала в Синод своих людей. Поэтому православие для нее было лишь инструментом воздействия.
И вот, в 1767 году ее ставленник подал список реформ, которые церковь должна была одобрить. В новом уставе было много крамольного. Он предлагал не только свободу вероисповедания иностранцам. Самое возмутительное в новом Уставе было:
- сокращение постов и их послабление;
- отмена уважения к мощам и иным чудесам;
- отмена многих церковных праздников;
- упрощение процедуры разводов;
- постепенно запретить монашество и содержание монахов.
Это лишь часть реформ, и стоит отметить, что про многоженство здесь ничего не сказано.
Но даже эти перемены священники встретили в «штыки». Главного своего противника Митрополита Ростовского Арсения она упекла в застенки. Однако он смог донести мысль до духовенства — от всех этих реформ веет иезуитством. И Екатерина не нашла поддержки у церкви.
А значит и о многоженстве уже не решилась заикнуться.