Легенды про восставших из гроба мертвецов, пьющих кровь живых людей, существовали не только в Европе. На Руси также боялись мертвых, и верили, что многие из них могут вернуться и навредить.
Почему на Руси боялись умерших людей и как с ними «боролись»?
Неспокойные «покойники»
Археологи находили древние могилы, в которых у покойника в черепе были гвозди или во рту лежал камень. Историк Сергей Чебаненко даже написал книгу на тему — что это было? Изуверство монголов или странный славянский обычай?
Исследователи приходят к выводу, что славяне во времена язычества и даже староверы считали естественной только ту смерть, которая наступила от старости. Все же, кто умер раньше срока, считались «не дожившими свой век».
Славяне верили, что покойник, который умер рано, будет возвращаться и пытаться «дожить» свою жизнь среди живых. Притом речь шла не только о самоубийцах, но и о воинах, убитых на поле боя, и тех, кто в лесу потерялся или в реке утонул.
Считалось, что эти люди застревали между мирами. В ранние христианские времена считали, что таких людей не принимают ни в рай, ни в ад.
«Упыри», «вурдалаки» — это русские зомби и вампиры. И осиновый кол можно найти и в славянских могилах.
Колдуны и проклятые
Колдунов и ведьм боялись и при жизни, и после смерти. Их могилы старались засыпать камнями, чтобы не встали, сравнять с землей. Ритуальные гвозди и колы были предназначены именно для таких людей. Притом часто ритуалы совершали через несколько дней и даже месяцев после смерти. Потому что покойник «приходил» и пугал живых.
Иногда могилы вскрывали, чтобы уничтожить тело особо опасного и надоедливого мертвеца. Чаще всего прибегали к огню.
Однако и тревожить погребения было чревато. Поэтому нарушить случайно захоронение считалось бедой.
Христианство пришло, суеверия остались
Когда на Русь пришло христианство, официально проклятыми покойниками стали считать только самоубийц. Притом можно было пожертвовать деньги церкви «на колокола» — и у родственников появлялась надежда, что для их самоубийцы «вызвонят» прощение у Всевышнего.
Но суеверия в народе никуда не делись. Даже во времена Первой Мировой войны вдовы, потерявшие мужей, говорили, что покойные приходят к ним по ночам. Притом таких визитеров боялись — мол покойник, хоть и родной, может утянуть за собой, в могилу.
Вообще не увидеть тело, не похоронить его, не отпеть — считалось большим несчастьем, чем сама смерть.
И во времена христианства русские продолжали верить в чертей, ведьм, русалок, леших. Все это были прообразы неспокойных душ. К примеру, русалки, это девушки — утопленницы, и особенно опасны были те, которые бросились в омут, чтобы свести счеты с жизнью.
Попадало и сумасшедшим — их часто считали одержимыми дьяволом.
В христианские времена могилы уже не оскверняли, с «восставшими» покойниками боролись с помощью молитвы, заговора, поминания в церкви.
Чтобы помянуть самоубийц, «удавленников» — на дороги высыпали зерно для птиц.