Даже в советские времена Прибалтика была какой-то «не нашей». Советские граждане после поездок рассказывали о каких-то «не советских» магазинах и ресторанах.
В наши дни и вовсе имеет место версия, что жизнь в составе СССР жителям Прибалтики была навязана. В 1991 году вхождение Эстонии, Латвии и Литвы в состав Страны Советов было признано аннексией даже самим правительством РСФСР. Но все же слово «оккупация» звучало в основном со стороны едких западных СМИ.
Как же это было на самом деле, и как жилось в советской Прибалтике? Что советские годы трем государствам?
Исторические факты
Присоединение трех прибалтийских государств к СССР связано с противостоянием советского государства и Германии. И случилось это прямо накануне Второй мировой — когда был подписан пакт Молотова-Риббентропа «О Дружбе и границе». Только вот обещания, согласованные в документе, не были сдержаны. Но советские войска оказались на территории Прибалтики, и все получилось как бы само собой — страны превратились в союзные республики. Были страны, которые считали данные действия незаконными — к примеру, США, Ватикан и не только. Но потом началась Вторая Мировая война — и тема перестала обсуждаться. Ну а после войны и вовсе — жители всех республик хотели только одного — возвращения к мирной жизни. И факты говорят о том, что в те нелегкие 50-60е годы помощь советского правительства была весьма эффективной.
Производство и бренды
К Прибалтике приросло название «Витрина СССР», и когда нужно было снимать фильмы про заграницу, съемочные группы просто приезжали в Прибалтику.
«Шпроты», косметика «Дзинтарс», «Рижский бальзам», а также электроника и автомобили, которые выпускали в прибалтийских республиках, славились своим высоким качеством. Но при этом предприятия, на которых все это выпускалось, строились и финансировались благодаря другим республикам СССР.
После войны помощь шла отовсюду — стройматериалы, оборудование, металлы, транспорт — все это стекалось на берега Балтики с разных концов огромной державы СССР. Правительство СССР выделило на восстановление сумму 200 миллионов рублей, это отражено в документах.
За 20 лет с 1940 года только в Латвии было построено 20 различных предприятий. Пик процветания Эстонии пришелся на 70-80 годы, и в Литве был достаточно высокий уровень экономики.
Самые известные заводы — это автомобильный «РАФ», завод электроники «ВЭФ», «Радиотехника». И все они закончили свое существование после распада СССР.
Транспорт и магистрали
Самая лучшая скоростная магистраль Вильнюс — Каунас была построена при содействии Москвы. На высоком уровне находились рыболовецкие и торговые порты — Прибалтика была морскими воротами СССР.
Современный взгляд
Споры о роли СССР в судьбе Прибалтийских государств не прекращаются и по сей день, часто звучит слово «оккупация». Но есть и процент людей, которые признают, что годы «оккупации» — это доступное образование, медицина и огромное количество рабочих мест.
Самая лучшая скоростная магистраль Вильнюс — Каунас была построена при содействии Москвы. ………-
и сейчас ей остается в том виде – ни метра не добавили и не расширили.