В фильмах про Гражданскую войну, на азиатскую тему, подобным «Белому солнцу пустыни» — басмачи показаны коварными разбойниками. Они — те, кто «втыкал нож в спину» молодой советской власти. На самом же деле вехи истории гораздо сложнее.
Кем были басмачи и почему они воевали против советской власти?
Басмачи — кем они были
«Басмач» примерно переводится на русский язык как «разбойник», «налетчик». Но, согласно историческим фактам, басмачество — это организованное движение, предводителями которого были уважаемые и состоятельные жители азиатских регионов России. На момент революции сюда входили Казахстан, Таджикистан, Узбекистан, Киргизия, Туркмения. Есть данные, что интересы басмачей поддерживали и другие исламские государства Турция, Афганистан, Персия. Ведь Красная Армия, в понятии басмачей, посягала на культурные ценности, национальный менталитет, и хотела полностью разрушить устои, которые веками складывались в этих краях.
«Моджахеды» — так называли себя сами басмачи, русские же узнали это слово гораздо позже, в связи с другими локальными войнами. Сами азиаты считали слово «басмач» оскорбительным, а моджахеды бились за свои религиозные устои.
Средняя Азия присоединилась к Российской Империи, но здесь никогда не было спокойно. Местные лидеры не хотели признавать российскую власть, не хотели вступать в российскую армию, отдавать свои земли переселенцам и участвовать в масштабных делах России. Они хотели жить сами по себе, по своим правилам.
Поэтому восстания здесь не были редкостью, и последнее случилось в 1916 году.
Басмачи против Красной Армии
На момент прихода Красной Армии в Азию здесь существовала Кокандская, или Туркестанская автономия. Войска молодой советской республики в сравнении с разрозненными отрядами басмачей были сильнее. Поэтому получить власть над автономией и, по сути, над всей российской Средней Азией, получилось быстро. В 1918 году Кокандская автономия пала.
Но власть Советов на территории от Казахстана до Туркмении так и не была признана. Басмачи стали партизанским движением. Отсюда и слова «бандиты», «налетчики». И с 1918 по 1920 год в Средней Азии началась война. Басмачи устраивали диверсии и засады, «вырезали» целые отряды «красных», и убивали их командиров. Басмачам помогало то, что они действовали на своей земле — войны в горах всегда давались сложно. Но Красная Армия была лучше подготовлена и имела централизованное управление.
К середине 20-х годов басмачи были практически побеждены. Но тут началось новое явление — коллективизация, которое было совершенно чуждо в свете исламских устоев. И война басмачей вспыхнула с новой силой.
Чаще всего стычки возникали в Ферганской долине, в Восточной Бухаре, в Хорезме, в районе пустыни Каракум.
Бывало, что басмачи шли на перемирие, но оно было недолгим.
Только в 1932 году басмачество было полностью разбито. Хотя существуют данные, что отдельные банды орудовали в Средней Азии вплоть до 1940 года.
явно учился по советским учебникам, которые скромно “забывали” упомянуть, что на момент развала Российской империи на южных рубежах империи существовали два по сути вассальных государства, но которые всё же оставались самостоятельными, а не входили в состав империи. Это Хивинское ханство и Бухарский эмират. Правили в них собственные правители, была своя аристократия, но когда большевики, движимые страстью “помочь всем угнетённым подданым России” избавиться от “угнетения мироедов”, вторглись на территории этих вассальных государств – то естественно, что народам, населявшим эти земли, подобная “помощь” категорически не понравилась. Именно потому основная масса басмачей была из самых бедных декхан, руководили которыми, разумеется, известные в народе люди, чаще всего из рода ханов, эмиров, баев и т.д.
Таким образом, басмаческое движение в Средней Азии – это по сути, освободительная война местного населения против вторгшихся орысов. Именно поэтому так долго просуществовали отряды басмачей, отдельные столкновения с которыми продолжались аж до середины 1942 года.