Какая самая старая игра в мире: взгляд сквозь призму компьютерных игр

Какая самая старая игра в мире: взгляд сквозь призму компьютерных игр июн, 13 2025

Когда речь заходит о компьютерных играх, все вспоминают аркады, приставки и первых "Пакманов". Но если копнуть глубже, окажется, что истоки виртуальных развлечений уходят в далекое прошлое. Компьютерные игры вовсе не изобрели правила игр — они их позаимствовали у реальных настольных и стратегических забав, которым тысячелетиями.

Многие удивляются, но самая старая в мире игра — явно не про пиксели и джойстики. Она появилась задолго до первого компьютера, а сейчас её основы прочно укоренились в самых популярных цифровых жанрах. Это не шахматы, не шашки и даже не карты: настоящий ветеран игровых столов — сенет, древнеегипетская настолка, датируемая примерно 3500 годом до н.э. Вот такие дела: пока мы собираем сокровища в инди-хитах, предки уже бросали кости и строили стратегии тысячи лет назад.

Что общего у древних развлечений и современных RPG или тактических симов? Намного больше, чем кажется! Простые механики из прошлого легко узнаются во многих современных играх, и порой их так интересно искать.

Откуда растут корни: какие игры считались первыми

Когда мы говорим про самую старую игру в мире, обычно возникают вопросы: откуда вообще взялись эти развлечения и какие из них были на заре человечества? Настоящие находки археологов здорово помогают разобраться. Первый "игровой рекорд" — это не компьютер, а простая настольная доска, найденная в Египте и датированная задолго до пирамид.

Не только сенет был популярен у древних — исследователи нашли целую коллекцию игр у шумеров, персов и даже индийцев. Вот пара удивительных фактов:

  • Сенет, Египет, примерно 3500 г. до н.э. — считается самой старой найденной настольной игрой.
  • Манкала — одна из самых живучих, её играют до сих пор в Африке и Азии, а корни тянутся из IV тысячелетия до н.э.
  • Королевская игра из Ура (Месопотамия) датируется 2600 г. до н.э. — её тоже нашли археологи вместе с планшеткой и косточками для бросков.
  • Шахматы на самом деле моложе — только VI век, Индия.

Иногда трудно поверить, что в древние времена у людей был досуг — но даже раскопки жилых домов показывают: у каждой культуры была своя настолка, набор фишек или хотя бы кости.

НазваниеСтранаДатаКратко о правилах
СенетЕгипет~3500 г. до н.э.Гонка по доске с ловушками
МанкалаАфрика/Азия~3000 г. до н.э.Перемещение камешков по лункам
Королевская игра из УраМесопотамия~2600 г. до н.э.Ходилка с броском палочек
ШахматыИндия~VI векСтратегическое противостояние

Что важно: почти все эти древние игры строились вокруг базовых принципов — случай, стратегия, соперничество. Без них не проживут и современные компьютерные хиты! Ранние игровые находки показывают, что стремление к игре — это часть любой культуры и основа для всех последующих цифровых развлечений.

История самой старой игры мира

Большинство историков сходятся во мнении: самой старой игрой планеты считается сенет. Это настольная игра, которую придумали египтяне ещё за полторы тысячи лет до строительства пирамиды Хеопса. Сенет был популярен среди фараонов, простых горожан, жрецов и даже входил в погребальный инвентарь — считалось, что с помощью этой игры душа легче попадёт в загробный мир.

Самое интересное, что найденные археологами доски для сенета датируются примерно 3500 годом до н.э. Они были обнаружены в гробницах в Саидской долине и в Луксоре.

Правила игры выглядели так:

  • Игровое поле — это прямоугольная доска из 30 квадратов, расположенных 3 рядами по 10 клеток.
  • Участники двигали фишки, бросая палочки или кости, чтобы определить ход.
  • Цель — вывести все свои фишки быстрее соперника, избегая "опасных" клеток.

Правила сенета до конца не сохранились, но историки восстановили их по рисункам и иероглифам. Основная идея легко угадывается в современных настолках — продвинься до финальной клетки раньше других.

Чтобы показать, насколько давно была изобретена сенет, вот небольшая таблица:

Название игрыГод появленияСтрана
Сенетоколо 3500 г. до н.э.Древний Египет
Манкалаоколо 700 г. до н.э.Африка
Гооколо 400 г. до н.э.Китай

В египетских музеях до сих пор можно увидеть подлинные сенет-доски. Некоторые экспонаты украшали золотом и драгоценными камнями. Не зря сенет часто называют прародителем всех настольных стратегий, и даже современных компьютерных игр – ведь суть соревнования и элемент удачи уже тогда были главными.

Связь древних правил с цифровыми хитами

Связь древних правил с цифровыми хитами

Многие думают, что механики современных игр появились только с развитием технологий, но на самом деле большинство игровых принципов были придуманы еще нашими далекими предками. Возьмем ту же самую самая старая игра, сенет: она уже тогда строилась на чередовании ходов, элементах случайности (кубики или палочки вместо обычного кубика) и даже — что особенно интересно! — на возможности тактических маневров. Сегодня без пошаговых стратегий не обходится ни одна уважающая себя коллекция геймера.

Если посмотреть на популярные цифровые проекты, везде встречаются отголоски древних игр:

  • Пошаговые стратегии и RPG. Серии типа Civilization, Heroes of Might & Magic или даже Pokémon наследуют идею очередности ходов, которую придумали еще в настольном сенете и похожих забавах. Ничто не раздражает или радует так, как продуманный свой ход – ровно как и три тысячи лет назад.
  • Случайность и азарт. Кубики и случайности были важнейшей частью старых игр — сегодня этот элемент переняли карточные игры, "лутбоксы" и механика выпадения наград в мобильных и онлайн-играх. Почти в каждой популярной игре есть момент непредсказуемости.
  • Правила победы и миссии. Даже простейшие мобильные игрушки строятся по принципу: добейся чего-то первым или получи больше очков, чем противник. Это прямая отсылка к соревнованию, возникшему задолго до компьютеров.

Не только механики, но и сами жанры выросли из древних развлечений. К примеру, шахматные алгоритмы породили целое направление в ИИ для игр, а моральные выборы в современных сюжетных RPG отсылают к древним притчам и дилеммам, за которые отвечали старейшины племен.

Так что если играешь в современный хит, не удивляйся, если часть правил тебе кажется знакомой — возможно, ты только что повторил ход египетского жреца или персидского вельможи, только с мышкой в руке.

Советы — как ощутить дух первоисточника в современных играх

Оказывается, многое из того, что казалось новым в компьютерных играх, довольно давно испытано реальными игроками тысячелетней давности. Если хочется прочувствовать атмосферу самой старой игры в современных условиях, стоит подойти к вещам с любопытством археолога.

Вот что реально помогает:

  • Попробуйте ремейки древних игр в цифровой форме. Например, в Steam спокойно можно найти адаптации Senet или Hnefatafl — викингскую стратегию. Простота этих игр обманчива: тут не получится выиграть, просто нажимая кнопки наугад.
  • Играйте в современные игры с акцентом на старые правила. Вся логика жанра roguelike уходит корнями к настолкам — игровой процесс с броском кубика и случайными событиями оттуда родом.
  • Обращайте внимание на тактику, а не на графику. В древности важнее было предугадывать ход соперника и просчитывать риск, а не просто владеть рефлексами.
  • Погуглите режими «доска и кубики» в привычных играх. Например, куча карточных коллекционных игр выпускают классические режимы по мотивам древних развлечений.

Для большего интереса, вот сравнение ключевых механик древних и современных игр в таблице:

Древняя игра Ключевая механика Современный аналог
Сенет Броски кубиков, случайное продвижение Рогалики (Dead Cells, Hades)
Манкала Гибкая стратегия с "семечками" — несколько путей к победе Головоломки, например, Loop Hero
Тавлеи/алькерк Пошаговое планирование, захваты фигур Тактические стратегии, типа Into the Breach

Известный игровой дизайнер Сид Мейер когда-то подметил:

«Настоящий драйв начинается там, где решение игрока важнее случайности — древние игры это доказали!»

Попробуйте в любой привычной вам игре сменить постоянную гонку за графикой на размышления о стратегии — вы удивитесь, как много «электронных древностей» скрывается под красивой оболочкой.